Воображая себя взрослыми и зрелыми, создаем судьбу сами

Воображая себя взрослыми и зрелыми

У большей массы людей, воображающих себя взрослыми и зрелыми, нередки моменты сильной подавлености — автомобильное столкновение, серьезная болезнь или иная опасность, — когда мы взамен того, чтобы практиковать осознанное дыхание, молиться или же просто находиться в моменте, просто зовем собственную маму. И самые простые люди и даже индивидуумы, достигшие большого уровня внутренней самореализации, в момент смертельной опасности кричат: «Мама!»
Отпечатки в психике, оставленные нашими взаимоотношениями с отцом и матерью, в малой степени с братьями и сестрами, в первые годы нашей жизни создают основу эмоциональной реальности, которая у многих людей остается важной в течение всей взрослой жизни. Нам хочется верить, что десять или двадцать лет медитаций или духовных исследований могли необратимо поменять нашу эмоциональную структуру, — впрочем, если судить по рассказам и случаям из жизни тысяч духовных практиков Запада, это не так.

Для большинство из нас одним из ценнейших плодов длительной и упорной практики становится осознание того, насколько глубоки поработившие нас эмоциональные раны — признание данного факта даёт нам сильнейший мотив для стремления настигнуть природу впечатлений как таких и овладеть хорошими способами работы с ними.
Одна из важных задач психологов заключается в том, чтобы помогать нам работать с эмоциями. Для данной цели есть множество продуктивных инструментов, впрочем только очень немногие психотерапевты на самом деле знают природу впечатлений, их отношения с мыслями и функциями ума — как раз благодаря тому, что отношения между этими явлениями понять можно лишь эксперементальным путем — благодаря медитации, созерцанию и духовным упражнениям.

Динамика взаимоотношений между психикой и духовным развитием — передовое направление в западной психологии, и занимаются данным вопросом только самые новые разделы вроде трансперсональной психологии и интегральной психологии.
Свами Праджнянпад — глубоко реализованный специалист, живший в двадцатом веке в индийских Гималаях и преподававший адвайта-веданту собственным индийским ученикам. В конце концов, к нему присоединилась маленькая группа учеников из Франции.

Перед педагогом встала проблема, как помочь этим вежливым на Западе людям проработать тоненький слой эмоциональных травм, приобретенных в результате культурного и домашнего программирования и мешающих им получить доступ к глубокому духовному пониманию. Большинство из психологических проблем, встающих перед учениками с Запада, радикально отличались от проблем, появляющихся у индийских учеников, а по этому и подход к ним необходим был полностью другой.

Хотя западная психология была еще очень молода, Свами Праджнянпад прочел труды Зигмунда Фрейда и в силу своей глубокой приобщенности к просветленческому контексту смел осмыслить психотерапию в терминах единства.

Свами Праджнянпад проводил важное отличие между эмоциями и чувствами. В результате реалий человеческой инкарнации практически все мы, сколь бы ни были хороши условия, в которых нас воспитывали, иногда переживали навык, чрезмерно интенсивный для того, чтобы его могла переварить и запомнить молодая психика. В раннем возрасте нам не позволяли переживать чувства чисто и конкретно — таким образом, чтобы они рождались, потом сохранялись в течение некоего естественного временного промежутка (пока нас обнимает кто-нибудь из старших), а потом утихали в неопасной обстановке, когда мы могли бы их осмыслить.

Не будучи в состоянии переварить собственное переживание, мы используем в отношении таких чувств разные механизмы защиты: подавляем их, убегаем в фантазии, виним себя или Бога либо же просто притупляем свою способность к восприятию, сооружая незримые барьеры в собственной душе.
Когда эти же чувства появляются у нас уже в зрелом возрасте, мы в ответ непроизвольно напрягаемся, как бы говоря: «Того, что в настоящий момент происходит, не должно быть. Реальность должна быть иной». Мы отрицаем навык текущего момента, впрочем поменять его не можем.

Самые крупные провалы прошлого десятилетия

Подобным образом, наше ощущение преобразуется в эмоцию, которая практически собой представляет тень отвергнутого чистого чувства — отягощенную разными историями, проекциями, оправданиями и домыслами, — и это все результат нашей неспособности понимать себя на уровне чувств. Во многих случаях то, что именуется «чувствами» в ежедневной речи и даже в лексиконе психологов, — это на самом деле эмоции.
Французский писатель и психолог Жиль Фарсе, глубоко исследующий учение Свами Праджнянпада, объясняет все это так:
Эмоция — это одичавшее ощущение. То ли мы настолько влюблены, что не можем обращать внимания на весь остальной мир, то ли нами двигает нелюбовь, жадность, гнев или желание, — мы полностью отождествляем себя с эпизодом и в результате удаляемся от своей начальной целостности, а не приближаемся к ней.

НЕВИДИМЫЙ МИР

Ощущение же более тонко. Оно собой представляет обязательную составляющую навыка и не уводит нас прочь от себя, но помогает столкнуться с собой более тесно.

К примеру, любовь может переживаться либо как эмоция, либо как ощущение, и отличие между ними очень тонко.
Эмоция всегда соединена с мыслью, с ментальным процессом, с очень большим вниманием и преувеличением, и она бессознательно связана с программами, заложенными в нас в процессе воспитания. Степень преувеличенной реакции в настоящем это результат бессознательного отрицания подобного рода переживаний в минувшем.

На самом деле мы переключаемся с чувств на эмоции довольно часто. К примеру, мы смотрим на играющего на пляже ребенка и чувствуем нечто очень реальное: его невинность. А потом это ощущение быстро преобразуется в эмоцию: «Это мой ребенок, и я им горжусь.

Надеюсь, у него все будет хорошо в жизни». Когда нас захватывает эмоция, мы оказываемся в плену у заложенных в нас с детских времен программ — и можем реагировать на каждые ситуации лишь невольно и предсказуемо.

Если же мы позволяем себе ощущать, то можем реагировать на происходящее вокруг, смотря на настоящие обстоятельства текущего момента.

Похожие записи

Добавить комментарий